Классный руководитель и патриотическое воспитание
Классный руководитель — образец для подражания своих учеников, и, имея активную жизненную позицию, он открывает дверь в огромный мир для своих воспитанников. Заражаясь энергией и любознательностью своего наставника, дети учатся самостоятельно познавать мир и проявлять себя в нем. Статья Ирины МАЛУШКО, учителя французского и итальянского языков гимназии № 67 Московского района Нижнего Новгорода, классного руководителя 9 в класса, представляет собой анализ собственного педагогического опыта по организации гражданско-патриотического воспитания учащихся с 5-го по 9-й класс.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание детей выступает первостепенной задачей современной образовательной системы. Основными формами работы в данном направлении являются проводимые классным руководителем различные занятия с воспитанниками и совместная деятельность учащихся и классного руководителя.
Участие в конкурсах
Самый первый конкурс патриотической направленности, в котором приняли участие ученики моего класса, был организован кафедрой иностранных языков НИРО при содействии «Альянс Франсез» в Нижнем Новгороде, носил название «Я воспеваю Победу» в произведениях французских поэ-тов («Je chante la Victoire») и был приурочен к проведению в России в 2020 году Года памяти и славы в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Конкурс проходил в дистанционном режиме, ребята присылали видео со своими выступлениями. Я считаю, что участие в нем способствовало не только развитию у учащихся навыков чтения и ораторского искусства, но и формировало такие качества, как ответственность и самоорганизация.
Мои ученики не раз участвовали в различных патриотических конкурсах, например, в городском интерактивном конкурсе для школьников «Сын. Отец. Отечество», приуроченном ко Дню защитника Отечества. Этот конкурс дает возможность в форме рисунка и стихотворного произведения рассказать об отцах и дедах на службе Отечеству, об их трудовых успехах, о роли отцов в создании и укреплении семейных традиций.
Мои ученицы Арина Варенцова и Дарья Иванищева стали участницами районного конкурса детских творческих работ «России верные сыны» в номинации «Иллюстрированное литературное произведение» — «Мой папа самый лучший». Участие в этих конкурсах помогло им осознать значимость своих отцов как глав семьи, проникнуться уважением к ним, понять роль мужчины в современном мире.
Также мои ученицы Мария Казакова и Полина Марочкина принимали участие в телемосте, организованном нашей образовательной организацией совместно с гимназией № 21 Минска и школой № 15 Новосибирска по теме «Любовью к Родине едины, любовью к Родине сильны» и посвященном участию наших городов в Великой Отечественной войне.
Классные часы, уроки мужества и памяти
Одной из основных форм работы классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию детей является проведение классных часов, уроков мужества, тематических мероприятий и уроков памяти. Подобные занятия помогают достичь сразу несколько целей: сохранение исторической памяти, формирование у учащихся представлений о долге, мужестве, героизме; воспитание уважения к Родине и ее героям, чувства гордости за свою страну, свой народ.
Классные часы, посвященные значимым датам из истории нашего Отечества, проходят почти ежемесячно. Неизгладимое впечатление произвела на детей общероссийская акция «Блокадный хлеб» во время проведения урока памяти, посвященного освобождению Ленинграда. Демонстрация суточного пайка хлеба для жителей города того времени, фотографии изможденных голодом людей и разрушенного бомбежками города заставили их прочувствовать всю тяжесть испытаний, выпавших на долю блокадников. Несомненно, это мероприятие имеет огромный воспитательный потенциал, способный пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны и развивающий интерес к данному событию.
Конечно же, важнейшим классным мероприятием является цикл уроков мужества: «Они сражались за Родину!», «День Победы», «Сила слабых», «Детство в военной шинели». После проведения классного часа мы с учениками участвуем в митинге «Мы памяти этой верны» и возложении цветов к памятному знаку воинам 35-й механизированной бригады, установленному на территории нашей гимназии. Затем мы шествуем в составе Бессмертного полка, организованном администрацией гимназии под названием «Живая память поколений». Также учащиеся моего класса участвовали в общероссийской акции «Окна Победы».
Таким образом, современный классный руководитель, привлекая своих воспитанников к разным формам воспитательной деятельности, способствует их успешной социализации, помогает понять и принять духовно-нравственные ценности, традиции российского общества. Через участие в патриотических мероприятиях дети приобретают социокультурный опыт, расширяют кругозор, проникаются идеями верности Отчизне. Активная позиция делают работу педагога увлекательной, творческой и разнообразной.
ПОДЕЛИТЬСЯ: