Трек «Введение учебного предмета “Основы безопасности и защиты Родины”»
Традиционно в конце августа, в преддверии Дня знаний, в субъектах Российской Федерации проходят мероприятия, цель которых – подвести итоги прошедшего учебного года и определить цели и задачи, сверить планы на следующий, а также обсудить многочисленные нововведения, внедряемые в образовательную систему. Подобный форум в нашем регионе прошел 19 и 20 августа на семи площадках. В нем приняли участие более 2500 специалистов сферы образования из всех муниципалитетов.
На пленарном заседании, проходившем в Пакгаузах на Стрелке, участников приветствовала Ольга ПЕТРОВА, заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации. Министр образования и науки Нижегородской области Михаил ПУЧКОВ в своем выступлении обозначил приоритетные задачи и векторы развития системы образования региона на 2024/2025 учебный год. Также состоялось награждение педагогов, руководителей образовательных организаций и представителей органов управления образованием за заслуги в организации и осуществлении образовательной и воспитательной деятельности.
Пять площадок августовского форума были организованы и проведены Нижегородским институтом развития образования. Предоставляем слово руководителям и сотрудникам кафедр НИРО, выступившим на секциях с содержательными докладами.
Трек «Введение учебного предмета “Основы безопасности и защиты Родины”»
Целевая группа: специалисты органов, осуществляющих управление в сфере образования, курирующие преподавание ОБЗР (ОБЖ); председатели методических объединений муниципалитетов
Место проведения: Военно-учебный центр при ННГУ им. Н.И. Лобачевского
Введение учебного предмета ОБЗР в общеобразовательных организациях Нижегородской области: основные мероприятия
С 1 сентября в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”» от 19 декабря 2023 г. № 618-ФЗ изучаемый в школах Российской Федерации предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» переименован в «Основы безопасности и защиты Родины».
Актуальность введения предмета
Учебный предмет «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР) имеет междисциплинарный характер и основывается на изучении проблем безопасности в общественных, технических и естественных науках. Предмет актуален, учитывает современные вызовы и угрозы, а также позволяет выработать у обучающихся безопасные модели индивидуального и группового поведения.
Изучение дисциплины направлено на формирование знаний, умений, ценностей, которые обеспечивают готовность к выполнению долга по защите Отечества, способствуют формированию культуры безопасности жизнедеятельности, включают в себя умения распознавать угрозы, снижать риски развития опасных ситуаций, избегать их и принимать обоснованные решения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, тем самым создавая безопасность в семье, обществе и государстве.
Кроме этого, данный предмет направлен на формирование у подрастающего поколения активной жизненной позиции путем осознанного понимания значимости личного и группового безопасного поведения, а также приводит к пониманию роли личности, общества, государства в решении задач национальной безопасности и защиты населения от опасных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Программа учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» позволит учителю построить освоение содержания в логике последовательного нарастания факторов опасности от опасной до чрезвычайной ситуации и разумного взаимодействия человека с окружающей средой, учесть преемственность приобретения обучающимися знаний и формирования у них умений и навыков в области безопасности жизнедеятельности и защиты Родины.
Задачи поставлены
Методическим ресурсом, регламентирующим внедрение дисциплины, стала дорожная карта, созданная Минпросвещения России (утверждена 17 января 2024 года). Разработана и направлена руководителям органов, осуществляющих управление в сфере образования, и руководителям государственных общеобразовательных организаций «Дорожная карта введения учебного предмета ОБЗР в общеобразовательных организациях Нижегородской области» (приказ Министерства образования и науки Нижегородской области от 01.07.2024 № 316-01-63-1481/24).
В дорожной карте поставлены следующие задачи:
— Организация образовательного процесса:
внесение общеобразовательными организациями изменений в основные образовательные программы в части учебного предмета ОБЗР;
включение в основные образовательные программы проведения учебных сборов обучающихся;
приведение в образовательных организациях названий учебных кабинетов в соответствие с названием учебного предмета ОБЗР;
оснащение кабинетов ОБЗР в соответствии с требованиями к их функциональному оснащению;
проведение регионального конкурса кабинетов ОБЗР;
привлечение центров военно-патриотического воспитания молодежи Нижегородской области (УМЦ ВП ВМ «Авангард-Лидер», ВУЦ ННГУ им. Н.И. Лобачевского, ГБОУ НКК Учебный центр патриотического воспитания Приволжского федерального округа «Гвардеец») к проведению учебных сборов обучающихся 10-х классов.
— Обеспечение кадровых вопросов:
разработка (корректировка) должностных инструкций для педагогов, преподающих учебный предмет ОБЗР;
внесение изменений в штатное расписание образовательных организаций (при необходимости);
внесение изменений в кадровые документы педагогов, преподающих учебный предмет ОБЗР;
обеспечение обучения педагогов на курсах повышения квалификации по программе «Особенности преподавания учебного предмета ОБЗР» (теоретический и практический модули).
— Информационное и методическое сопровождение:
организация информационной и методической поддержки педагогов по вопросам введения учебного предмета ОБЗР.
Рассмотрим некоторые из задач.
Организация образовательного процесса
Остановимся подробнее на подзадаче «Приведение в образовательных организациях названий учебных кабинетов в соответствие с названием учебного предмета ОБЗР».
В настоящее время требования к кабинетам ОБЗР регулируются приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 6 сентября 2022 г. № 804 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации “Развитие образования”, направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания».
Для оценки состояния учебно-материальной базы кабинетов «Основы безопасности и защиты Родины», «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) и ее использования в создании эффективной образовательной среды для обучения навыкам безопасности жизнедеятельности, основам военной службы в образовательных организациях Нижегородской области планируется проведение смотра-конкурса кабинетов.
Конкурс проводится в три этапа:
— 1-й этап — со 2 по 22 сентября — прием конкурсных материалов участников;
— 2-й этап — с 23 сентября по 6 октября — экспертиза конкурсных материалов;
— 3-й этап — с 22 сентября по 14 октября — выезды в образовательные организации, набравшие наибольшее количество баллов по итогам 2-го этапа, для проверки представленных на конкурс материалов.
Результатом этой работы станет анализ данных мониторинга материально-технического обеспечения кабинетов ОБЗР для выявления дефицитов и определения задач по их преодолению.
Обеспечение кадрами
Сейчас в школах Нижегородской области (муниципальных, частных и государственных) предмет ОБЖ преподают 770 педагогов: учителя ОБЖ и педагоги-организаторы ОБЖ (не рассматриваются педагоги, работающие в коррекционных образовательных организациях, в данном случае в АООП не предусмотрена дисциплина ОБЗР). Среди них 176 являются основными штатными сотрудниками, остальные работают на условиях совместительства (внешнего и чаще всего внутреннего).
С 1 сентября на основании постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2024 г. № 940 должность «Педагог-организатор ОБЖ» переименована в «Педагог-организатор ОБЗР».
Требования к квалификации, установленные разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н, предъявляемые к должности «Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки)», актуальны для должности «Преподаватель-организатор основ безопасности и защиты Родины».
Требования к должности изложены в «Профессиональном стандарте “Педагог”». В образовательных организациях необходимо принять новые должностные инструкции.
Марина ЯКОВЛЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой физической культуры, ОБЖ и здоровьесбережения НИРО
ПОДЕЛИТЬСЯ: