Основные направления государственной политики в сфере взаимодействия ДОО с семьями воспитанников и пропаганды семейных ценностей
Трек «Эффективные практики взаимодействия с родителями в условиях ДОО
в контексте трансляции современных семейных ценностей»
Целевая группа: специалисты органов, осуществляющих управление в сфере образования, курирующие вопросы образования детей дошкольного возраста; председатели районных методических объединений
Место проведения: детский сад № 34 Автозаводского района Нижнего Новгорода
Основные направления государственной политики в сфере взаимодействия ДОО с семьями воспитанников и пропаганды семейных ценностей
Как построить партнерские, добрые отношения с семьями воспитанников дошкольных образовательных организаций? Вопрос сложный, так как за последние 20—30 лет вектор во взаимодействии сместился в сторону большей требовательности к педагогу и в то же время снижения интереса к воспитанию и обучению дошкольников со стороны родителей.
Новый национальный проект
22 ноября 2023 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ, согласно которому 2024 год объявлен Годом семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. К ним относятся любовь, верность, уважение, взаимопонимание и поддержка. Они являются основой крепкой и счастливой семьи. А такая семья, в свою очередь, — залог стабильности и процветания общества.
4 июля в рамках Международной выставки-форума «Россия» в Москве на ВДНХ прошел День национальных приоритетов — «Семья». В ходе мероприятия были представлены основные направления будущего нацпроекта «Семья». Его реализация начнется 1 января 2025 года. Главная задача проекта — переломить сложившиеся демографические тенденции, обеспечить устойчивый рост рождаемости, увеличить число многодетных семей и повысить их благосостояние.
Среди основных направлений будущего национального проекта «Семья» — совершенствование целостной системы поддержки семей с детьми; создание условий для успешного совмещения воспитания детей и получения образования, профессиональной реализации; поддержка многодетности, создание дополнительных стимулов для рождения вторых, третьих и последующих детей; охрана материнского и детского здоровья, укрепление репродуктивного здоровья граждан; упрочение института семьи, продвижение в обществе семейных ценностей; содействие регионам в разработке и реализации семейно ориентированной демографической политики и др.
Государство на страже интересов семьи
Для реализации нацпроекта «Семья» уже действуют нормативная правовая база и ряд важнейших стратегических документов как международного характера (например, Конвенция о правах ребенка), так и внутригосударственного.
Например, статья 38 Конституции Российской Федерации гласит, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей».
В свою очередь Семейный кодекс Российской Федерации указывает на то, что «семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав».
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 28.04.2023 № 178-ФЗ) устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. Обозначая цели государственной политики в интересах детей, один из пунктов данного закона утверждает «поддержку семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе».
Семейная политика в России
Важным стратегическим документом, определяющим основные направления взаимодействия с семьями и поддержки семей, имеющих детей, является Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. В ней отмечается, что государственная семейная политика представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, укрепление авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей.
Приоритетами государственной семейной политики на современном этапе являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи.
Целями государственной семейной политики выступают поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития.
Образование по выбору
С принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных организаций. Это должно выразиться в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, обновлении содержания обучения и воспитания, образовании по выбору. В статье 64 отмечается, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.
Обновленный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 № 955, также уделяет большое внимание сотрудничеству с семьей в вопросах воспитания и обучения детей. Так, в основу стандарта заложен личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников организации) и детей.
Стандарт является базой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Значимым является пункт 3.2.5 стандарта — условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, которые в том числе предполагают взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
ФОП ДО в ДОО
Особое место в системе дошкольного образования в ряду нормативных и стратегических документов, определяющих основные направления государственной политики в сфере взаимодействия ДОО с семьями воспитанников и пропаганды семейных ценностей, занимает федеральная образовательная программа дошкольного образования.
Введение ФОП ДО еще раз акцентировало внимание на значимости социального партнерства и тесного взаимодействия детского сада и семьи. Пункт 26.4 программы прямо указывает на необходимость построения взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей для решения образовательных задач.
ФОП ДО включает и такое направление работы с родителями, как педагогическое просвещение. Для реализации данного направления создана и находится на стадии общественного обсуждения Программа просвещения родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации. Она направлена на оказание помощи педагогам в определении содержания и форм просвещения родителей.
Программа разрабатывалась как мера государственной поддержки в части подготовки и внедрения программ просветительской деятельности для родителей детей, посещающих дошкольные образовательные организации (во исполнение п. 3 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 июня 2022 г. № Пр-1049ГС по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 25 мая 2022 г.).
Просвещение родителей (законных представителей)
Просветительская деятельность осуществляется вне реализации образовательных программ, поэтому программа просвещения не является образовательной. Она выступает инструментом, используя который, педагоги дошкольных образовательных организаций могут оперативно находить содержание для подготовки коллективных и индивидуальных просветительских мероприятий, ответов на вопросы родителей о воспитании и развитии детей, выбирать оптимальные формы просвещения, творчески перерабатывать материал с учетом специфики решаемых просветительских задач, особенностей родителей, возникающих образовательных ситуаций и запросов.
Согласно документу, целью просвещения родителей (законных представителей) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста являются: поддержка семьи в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья каждого ребенка; обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях детского сада и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
К программе будут разработаны методические рекомендации, которые помогут педагогу определиться с местом и временем просветительской деятельности в структуре общей работы, планированием просвещения родителей (законных представителей) воспитанников дошкольных образовательных организаций, алгоритмом выбора содержания и форм просвещения.
Наш региональный куратор Ольга Гурова прошла специальное обучение в Москве и будет руководить процессом реализации данной программы в ДОО Нижегородской области.
Повышая квалификацию педагогов
Для успешной реализации национального проекта «Семья», задач, поставленных по взаимодействию с семьей в ФОП ДО, внедрения программы родительского просвещения необходимо иметь соответствующие компетенции, и не только воспитателям, но и руководителям и специалистам ДОО. Важным является своевременное и целевое повышение квалификации. В 2025 году состав ДПП изменится. В него войдут программа повышения квалификации, связанная с педагогическим просвещением родителей, и ряд других новых программ.
Необходимо также содействовать молодым мамам, которые не имеют профессионального образования, но хотят работать в детском саду. Переподготовка доступна каждому, кто имеет среднее специальное или высшее образование. За последние годы увеличилось количество обучающихся по программе переподготовки «Дошкольное образование» мам, находящихся в декретном отпуске по уходу за ребенком раннего возраста.
Алла ЧЕМЕНЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой дошкольного образования НИРО
ПОДЕЛИТЬСЯ: