Концептуальные подходы к современному содержанию регионоведческой составляющей. Историческое просвещение: современные образовательные технологии и практика их реализации в образовательных организациях Нижегородской области

Трек «Реализация регионоведческой составляющей в патриотическом воспитании обучающихся образовательных организациЙ Нижегородской области»

Целевая группа: специалисты органов, осуществляющих управление в сфере образования, курирующие преподавание истории и обществознания, ОРКСЭ и ОДКНР; председатели районных методических объединений муниципалитетов

Место проведения: школа № 187 Советского района Нижнего Новгорода

Концептуальные подходы к современному содержанию регионоведческой составляющей. Историческое просвещение: современные образовательные технологии и практика их реализации в образовательных организациях Нижегородской области

Формирование научного понимания прошлого и настоящего России в свете Указа Президента России от 8 мая 2024 г. № 314 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области исторического просвещения» объявлено одной из основ общероссийской гражданской идентичности. Огромная роль при этом отводится региональной истории, способной оказать мощное влияние на формирование коллективной исторической памяти.

 

 

Региональное историческое просвещение

Региональная история — это часть исторической науки, в которой исследовательский акцент направлен на анализ исторических изменений в территориальной организации природных условий, населения, хозяйства, культуры. Ее изучение позволяет вскрыть генезис современных явлений и событий, объективно оценить исторические корни происходящих процессов. Нижегородская область имеет глубокие традиции в краеведческой деятельности, проводится большая работа по утверждению основ государственной политики, направленной на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», с целью развития ценностно-содержательной компоненты образования возникла необходимость представления единой системы реализации регионоведческой составляющей в образовательном пространстве Нижегородской области. Одной из приоритетных задач образовательной политики определены укрепление единого образовательного пространства и формирование образовательной экосистемы нашего региона.

В ФООП пристальное внимание уделяется не только личностным результатам освоения основной образовательной программы, но и индивидуальным особенностям обучающихся, учитывающим, в том числе, национальные, региональные и этнокультурные особенности, при этом возникает потребность в определении содержания, имеющего отношение к краеведческому компоненту образования, установлении его функций, уточнении структуры содержания, а также планируемых результатов освоения ФООП в части регионального компонента содержания.

Определение целей преподавания регионоведения позволяет прогнозировать и оценивать его вклад в достижение планируемых образовательных результатов, которые сфокусированы на личностном развитии обучающихся и формировании условий для их позитивной социализации на основе традиционных ценностей российского общества через приобщение к истории и культуре малой родины.

От плана — к действиям

12 января 2023 года Министерство образования и науки Нижегородской области издало приказ № 316-01-63-53/23 «Об утверждении плана мероприятий по реализации регионоведческой составляющей содержания образования в образовательных организациях Нижегородской области», а также методические рекомендации по реализации регионоведческой составляющей содержания образования в общеобразовательных организациях Нижегородской области. Нижегородский институт развития образования разработал методические рекомендации «Преподавание истории родного (Нижегородского) края как самостоятельного курса в образовательных организациях Нижегородской области». Во всех организациях, как школьных, так и дошкольных, проводятся мероприятия, направленные на популяризацию регионоведческих знаний, и многие из них скорректировали свою образовательную программу с учетом рекомендаций.

В 603 образовательных организациях изучают курс «История Нижегородского края» практически во всех классах, с 1-го по 11-й, в большинстве из них — как учебный модуль в рамках курса «История России» или в ходе внеурочной деятельности. 152 организации доводят знания до учащихся как самостоятельных курс, используя школьный компонент, преимущественно в 6—9-х классах.

Учителя истории, литературы, географии, МХК на базе НИРО совершенствуют свои профессиональные компетенции, проходят курсовую подготовку. Им предлагаются современные методические подходы и технологии изучения народных художественных промыслов в общеобразовательных организациях Нижегородской области, программно-тематическое планирование изучения художественных промыслов в дошкольных образовательных организациях и на уровне основной/старшей школы. Особое внимание уделяется изучению народных художественных промыслов в рамках внеурочной деятельности, в том числе с использованием материалов школьных и краеведческих музеев Нижегородской области.

Борис ГИНЗБУРГ, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и обществоведческих дисциплин НИРО

Ольга МОРОЗОВА, старший преподаватель кафедры

 

Школа № 8, сентябрь 2024

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Календарь

пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 
Ноябрь 2024
 

   

   

           

   

                               

 

       

       

 

   

       

 

 

 

 

 

 

Top.Mail.Ru
Разработка CIONN