Что год грядущий нам готовит?
Что нового происходит в школе № 185 Ленинского района Нижнего Новгорода? Чем займутся ученики и педагоги образовательной организации в этом году? Отвечает учитель русского языка и литературы Марина КОЗЛОВА.
Как всё начиналось
Новый учебный год готовит нам всем много интересного. Наш коллектив не хочет и не может жить спокойно, нам всегда нужно что-то новое, занимательное. В разные годы это были федеральные проекты «Успех каждого ребенка» и «Цифровая образовательная среда».
В данном учебном году в школе открылись метрологические классы. Что же такое метрология и зачем она необходима школьнику?
Первое наше знакомство с этой наукой произошло, когда в прошлом году ученики 9 г класса Дмитрий Коклюев и Кирилл Крайнов, пройдя отбор, попали на обучение по программе знакомства с основами метрологии для развития знаний технического профиля в лагерь «Лазурный». Там состоялась смена «О метрологии: не скучно — научно!», организованная за счет средств федерального проекта «Успех каждого ребенка».
Две недели ребята изучали основы метрологии, сертификации и стандартизации, но не забывали и о спорте, КВНе, интеллектуальных занятиях. Подобная смена была организована в стране впервые. В ходе нее ребята получили дополнительные профориентационные навыки. Именно Дима и Кирилл стали первыми учениками нашей школы, соприкоснувшимися с метрологией как наукой об измерениях. Они охотно делились впечатлениями от смены, показывали фотографии, рассказывали об особенностях метрологической науки.
Измеряй и стандартизируй
В этом году Нижегородская область вошла в метрологический образовательный кластер Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Его деятельность направлена на формирование непрерывного метрологического образования: от детского сада до докторантуры. Главные цели проекта — знакомство детей и подростков с метрологией и профессией «метролог», подготовка школьников к поступлению в средние и высшие профессиональные учебные заведения на специальность «Стандартизация и метрология» и смежные направления, профориентация и трудоустройство студентов, повышение профессионального мастерства и дополнительное образование метрологов.
В феврале было подписано соглашение о создании метрологических классов в Нижегородской области. Министр образования и науки региона Михаил Пучков отметил, что ранее таких классов у нас не было. Между тем специалисты в сфере метрологии востребованы в самых разных отраслях отечественной промышленности, особенно они нужны именно в нашей области.
Профильные метрологические классы появились в шести школах: № 105, 127, 128, 185 и гимназии № 50 Нижнего Новгорода, а также школе № 26 Дзержинска. Они являются частью регионального метрологического образовательного кластера Росстандарта.
Качество во главе угла
В марте группа нижегородских педагогов была приглашена в Санкт-Петербург для участия во II Всероссийской конференции метрологического образовательного кластера Росстандарта. Делегатами конференции стали директор нашей школы Оксана Диденко и учителя Наталья Бодякшина и Елена Полякова.
Мероприятия конференции были включены в программу XIV Петербургского Международного образовательного форума, а сама конференция была посвящена 300-летию Российской академии наук и 190-летию со дня рождения Д.И. Менделеева.
Основной задачей конференции являлся обмен опытом профориентации школьников на инженерную специальность «Метрология и стандартизация», реальными практиками реализации федеральных проектов «Билет в будущее» и «Профминимум», а также реализации национального проекта «Кадры».
Вдохновленные новыми задачами, наши педагоги во главе с директором разработали программу профориентационной деятельности для обучающихся школы. Цель программы — формирование системы подготовки высококвалифицированных специалистов для развития российской инфраструктуры качества и кадрового потенциала на основе инструментов стандартизации, метрологии, оценки соответствия, управления качеством.
Я б в метрологи пошел, пусть меня научат!
И вот уже прошло торжественное открытие метрологических классов в нашей школе. Это 5 а, 8 а, 8 г классы, именно их ученики будут постигать основы метрологии на специальных профориентационных занятиях. Конечно, метрологические знания учащиеся будут получать и на обычных уроках математики, физики, химии, географии и даже русского языка и литературы, потому что в современном мире все мы постоянно сталкиваемся с измерениями чего-либо.
Школьники понимают, что метрология — это не «про метро», это наука об измерениях и обеспечении их единства. Если говорить самыми простыми словами, то именно от нее зависит, как точно идут часы и взвешена колбаса в магазине, как ладно сконструирован автомобиль или самолет, насколько исправно работают медицинская техника, радар инспектора ГИБДД, счетчики учета расхода воды и электричества в квартирах...
Да, бывает, «не работает». Но это вопрос к изготовителю, а не к метрологу. Измерять мы умеем: в области метрологии Россия среди мировых лидеров. В Петербурге расположен Всероссийский НИИ метрологии имени Д.И. Менделеева, вузы с кафедрой метрологии объединились в образовательный метрологический кластер. Теперь в него внедряется и средняя школа, и мы гордимся, что тоже вошли в данное сообщество.
При этом задачи «готовить в метрологи» нет. И организовать первые в нашей школе метрологические классы — не самоцель, а способ заинтересовать детей инженерными науками.
ПОДЕЛИТЬСЯ: