Иностранный язык и эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание — это процесс формирования эстетических восприятия, чувств и представлений, а также развития способностей к творчеству и созиданию. Каждый день на уроках иностранного языка дети не только учатся слушать, говорить, читать и писать, но и познают культуру и жизнь другой нации, красоту и многогранность других языка и страны. Уроки английского языка обладают огромными возможностями для формирования эстетической культуры школьников, уверена Юлия ПОМЕРАНЦЕВА, учитель английского языка Ковернинской средней школы № 2.
Аудирование
Аудирование составляет основу общения на уроке английского языка, с него начинается устная коммуникация, оно дает возможность овладеть звуковой стороной языка, его фонемным составом, ударением, мелодикой. Поэтому на занятиях мы с ребятами слушаем и обсуждаем песни зарубежных авторов, которые я беру с сайтов «First English For All Children», «English» и т. д. Учащиеся учатся не только слушать и понимать иноязычную речь, но и сравнивать ее с родной по темпу, высоте, ритму, интонации. Тем самым они могут определять настроение говорящего, его эмоции и чувства.
Большую роль в совершенствовании навыков аудирования играют мультфильмы и кинофильмы. В своей работе я пользуюсь информацией с сайта «Movies in English». Чаще всего мы просматриваем фильмы, связанные с природой, традициями и особенностями родной страны и стран изучаемого языка. И в данном случае эстетическое воздействие на детей велико. Ученики учатся замечать красоту окружающего мира, находить сходства и различия в жизни других стран и народов. Тем самым они приобретают эстетические знания, формируют эстетический вкус и оценочные суждения.
Говорение
При обучении английскому языку большая часть времени отводится говорению. Оно может выступать в форме монологического и диалогического высказываний. Для того чтобы ребята успешно строили монологические высказывания, мы создаем «карты памяти» на заданную тему (иногда они рисуются на интерактивной доске, а иногда цветными мелками на обычной доске). «Карта памяти» работает как шаблон, который напоминает ученикам, о чем говорить и какие лексические единицы применить. Такие карты яркие, красочные и лаконичные.
Часто я применяю технологию логического тупика (logical impasse). Детям предъявляется цветная тематическая картинка, и им нужно составить логичный рассказ по ней.
Достаточно продуктивным в плане обучения навыкам диалогической речи является драматизация. На уроках мы часто разыгрываем диалоги, сценки из пьес. Учащиеся овладевают умениями вести диалог: запрашивать информацию, получать ответ, знакомятся с речевыми клише и в то же время учатся достойно себя вести, красиво говорить, овладевают эстетикой движения, тем самым приобретая определенные навыки эстетического поведения.
Мы с ребятами любим экспериментировать: пробовали «оживлять» портреты великих людей через нейросети. Дети озвучили их, и получился «тренажер» для отработки диалогических навыков. Конечно, над этой идеей мы решили тщательнее поработать в следующем году, так как разговор пока получается односторонним и неширокоформатным.
Чтение
Чтение — самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. И это позволяет говорить о широких возможностях чтения в формировании эстетической культуры. При чтении поэтического текста возникает эстетическая реакция, переживается красота языка, дается эстетическая оценка «полученному» отражению в собственной картине мира. Стихи позволяют сформировать повседневное творческое отношение к языку.
Творческое мышление у школьников возникает в результате деятельности воображения в соответствии с их неограниченными духовными запросами, целенаправленной активности. В учебниках по английскому языку представлены упражнения, благодаря которым ребята могут создавать свои стихотворения: добавь рифмующееся слово; подбери к слову пару, похожую по звучанию; придумай свое стихотворение с опорой. Старшеклассникам я предлагаю задание сложнее: перевести русское стихотворение на английский.
Письмо
Широкий простор для эстетического творчества предоставляет обучение письму. Это сложное речевое умение, средство общения при помощи системы графических знаков, позволяющих фиксировать речь для ее передачи. Обучение письму начинается с обучения графике. Учащиеся изучают начертание букв, буквосочетаний, слов и предложений английского языка, тренируются в их написании. И здесь большое значение имеет не только правильность, но и красота написанного.
Для того чтобы процесс не был скучным, я создаю тематические «раскраски» с разнообразными заданиями. А ученикам старших классов предлагаю оживить написанное, и иногда «сухие» грамматические структуры превращаются в шедевры. Ребята относятся к результату своей работы как к произведению искусства, которое они создают сами. В данном случае можно говорить о развитии творческого мышления, творческих способностей, о включении школьников в создание эстетически значимого продукта.
Четыре в одном
Говорение, чтение, письмо, аудирование тесно связаны между собой. И поэтому многие творческие задания строятся таким образом, чтобы задействовать разные виды речевой деятельности. Здесь мне помогают рабочие листы, которые я создаю сама или заимствую у коллег.
Таким образом, эстетическое воспитание на уроках иностранного языка дает возможность познавать красоту мира через чужой язык, культуру и обычаи других стран и народов.
ПОДЕЛИТЬСЯ: